Духовные практики

Во все времена, на всех ступенях цивилизации человеческий Дух устремлялся к Небу. Каждая религия пыталась установить единение с Богом. Важно не то, какую религию исповедует человек, под каким именем он чтит Божество. Где речь идет о внутренней борьбе – там безразлично, каким путем человек пытается выразить или проявить на деле свои стремления. Суть состоит в этом самом стремлении, которое свидетельствует миру о реальности Духа, о том, что существует духовная жизнь. Только оно одно и свидетельствует о существовании Божественного в мире и в человеке. Дух человеческий вечно стремится вверх к своему первоисточнику. Если бы Дух этот не происходил от Бога, он не искал бы Его, не искал бы и единения с Ним.

Сам факт существования этого стремления, как бы неумело оно ни проявлялось, вечно свидетельствует о Божественном происхождении человека.

Слово «йога» означает «единение». Оно выражает собою все, чего только может желать Дух. В нем подразумевается все: так как все происходит от Божества, то единение с Богом означает обладание всем-всем знанием, всей силой, всей чистотой, всей любовью.

Посредством йоги достигается не только то, что называется «блаженным видением», но открывается и сам путь, как достичь его.

Те, кто готов идти по пути йоги, получают особые указания о том, как постепенно приблизиться к Богу.

Йога никогда не передается иначе как одним человеком – другому: гуру преподает своему ученику. Йога не может служить средством общего обсуждения или словопрений.

В настоящей йоге не рассуждают. Рассуждение присуще уму, а не Духу, а йога имеет дело с Духом, а не с умом.

Первые шаги могут быть указаны всем, но в святая святых йоги может проникнуть лишь тот, кто понял, что можно познать духовную истину, и всем сердцем предался исканию ее. Он должен искать эту истину не в области умственных рассуждений и не среди тех людей, которые считают себя равными с учителями, а у тех, кто в молчании и благоговении идет учиться у людей с более высоким духовным развитием. Такие люди с благодарностью принимают каждое слово и не вступают в пререкания с этим словом.

Можно указать те предварительные стадии, через которые должен пройти человек, чтобы стать способным изучать йогу.

Я намечу вам шаги, которые указаны для непосвященных. Я укажу вам Путь, который вы должны пройти в одиночестве, но лишь, если вы твердо решились на него вступить.

Для того чтобы понять умственную сторону этого процесса единения, вы должны сначала узнать – из чего состоит человек. Это будет первым шагом.

Прежде чем вступить на Путь, вы должны преодолеть некоторые препятствия, которые лежат в самой вашей природе, в строении вашего тела. Это необходимо для успешного прохождения йоги. Поэтому первый шаг на Пути будет сделан, когда ваш ум поймет строение вашего тела. Изучать нужно начать с теории, а потом уже на практике. Организм человека нужно рассматривать в связи с разными областями мира для легкости их исследования.

Деления эти сначала будут чисто теоретическими, и только впоследствии их можно будет применить на практике.

Каковы должны быть первые шаги для того, чтобы применить на практике все это теоретическое знание? Применить его настолько, насколько это возможно для человека, который живет в мире, и у которого есть семейные, общественные и национальные обязанности, но он все же желает подготовиться к истинной жизни? Конечно, внезапный переход к настоящей, практической йоге невозможен для человека, который ведет обычный образ жизни. Такая попытка не имела бы никакого успеха. Даже если человек весьма желает этого, у него не хватит сил вынести те удары, которые он испытает при первом же усилии проникнуть во внутреннюю жизнь. Вы не сможете сделать и шага, не испытав сильной реакции противодействия. Поэтому древние мудрецы не позволяли людям сразу вступать на Путь отречения. Это было запрещено для всех, кроме исключительных случаев, когда душа, сильно подвинувшаяся вперед в своем развитии, снова воплощалась и с детства проявляла особые способности.

Обычный путь был строго размерен, и человек мог брать от религии только то, что соответствовало его внутренней потребности. Да и сами храмы служили ему напоминанием о жизни нематериальной. Однажды человек начинает задумываться над тем, что в этой природе есть еще кто-то, кто ей управляет. Постепенно в силу чтения соответствующей литературы и размышлений человек готовит себя к отысканию Гуру и к истинной духовной жизни.

Прекращение дурных поступков как очищение жизни является первым шагом на пути йоги. Пока человек не начнет очищать свою жизнь; пока он не станет правдивым как в своих мыслях, так и в словах; пока никакие искушения не заставят его свернуть с настоящего пути; пока его помыслы и желания не будут направлены к добру; пока он не будет осознавать своих падений и пытаться подняться всякий раз, как упадет; пока он не попытается создать себе идеал и воплотить его в жизнь, – до тех пор все это будут лишь пустые слова. Поэтому для большинства людей йога остается пустым словом.

Всякая попытка практиковаться в ней, если не соблюдены эти правила, будет тем же самым, как пытаться бежать, не научившись сперва ходить. Человек уподобится ребенку, который спешит идти вперед и падает, пока не научится быть осторожным и удерживать равновесие.

Есть разные методы для дисциплинирования себя в обыденной жизни, но если человек твердо решился обуздать свой ум и тело, он сам составит для себя правило на каждый день. Раз человек будет следовать правилам, которые он составил для себя, значит, он сумеет и урегулировать свою жизнь, и будет выполнять то, что предполагает заранее сделать.

Тело составляет низшую часть вашего существа, но из этого не следует, что мы должны пренебрегать им. Существует много предписаний, которые учат, как обходиться со своим телом; одни из них весьма полезны, другие же вредны. Неразумно заходить далеко в таких упражнениях, а тем более, если у вас нет опытного руководителя, который предупредил бы вас, когда вам угрожает опасность. Такие упражнения могут стать причиной болезни или отрицательно влиять на психофизическую жизнь.

В Хатха-йоге упражнения эти могут быть доведены до крайности. Например, практикующие поднимают руку и держат ее в таком положении, пока она не высохнет, или сжимают руку в кулак и держат ее так, пока ногти не прорастут сквозь ладонь. Одни упорно глядят на солнце, другие достигают сгорания своего тела в пране, и так далее.

Имеет ли это какое-нибудь значение? К чему это делается? С какой целью? Несправедливо было бы сказать, что упражнения эти не имеют никакого значения. Прежде всего, они свидетельствуют о силе внутреннего устремления, которая преодолевает все препятствия плоти и все физические искушения, чтобы достичь того, что считается выше этой физической жизни.

Нельзя осуждать этих людей и не упомянуть о пользе для человека.

В этом мире, где люди ищут обладания земными благами, деньгами, властью, славой эти аскеты ищут в жизни нечто другое. Сами их страдания свидетельствуют о присутствии в человеке души и о значении того, ради чего можно вытерпеть пытку. Их нельзя назвать безумными, хотя я и не оправдываю их поступки. Надо признать их силу воли, которая умерщвляет плоть в поисках души. Благороднее, наверное, падать в поисках высшего, чем падать в поисках низшего.

В жизни их есть и другая сторона, которая получит свою награду в будущем их воплощении. Путем этих методов они никогда не достигнут духовного мира, но зато разовьют в себе силу воли, которая в будущем рождении поведет их далее по истинному пути.

Следует упомянуть еще об одном подвиге, который состоит не в полном самобичевании, а в удалении из мира в леса. Поступок этот считают эгоистичным, но не всегда он таков на самом деле. Так некоторые утверждают существование духовной жизни, которая может быть вызвана к деятельности.

Возможностью своего возрождения Индия обязана этим отшельникам, поселяющимся в лесах и джунглях. Они помогают созданию такой атмосферы, где возможны вибрации, благотворно влияющие на внешнюю жизнь людей.

Какова цель хатха-йоги?

Хатха-йога пробуждает астральное тело и приводит в колебание астральные центры; при этом можно достигнуть больших результатов во внешней области. Но стремиться к этому вредно, так как возбуждение физических и астральных центров, идя снизу и не сопровождаясь соответствующими возбуждениями ума и Духа, скоро достигает своего предела. Такое возбуждение искусственно, оно не развивается нормально и постепенно.

Длительные упражнения хатха-йоги делают невозможными занятия раджа-йогой в том же воплощении. Поэтому говорят, что раджа-йогу нужно постигать, когда разочаруешься в хатха-йоге. Это не значит, что не следует делать физических упражнений и что не следует, в конце концов, развить в себе эти психические силы, но они должны явиться как естественный результат эволюции Духа, а не вследствие искусственного возбуждения сначала физического, а потом астрального; начинать с этого конца – значит ограничиться пребыванием на плане психическом. Начать же с области Духа – это значит достигнуть слияния всех планов воедино. В этом и заключается существенное различие между этими двумя формами йоги. Путь раджа-йоги – единственно верный, но это путь медленный и трудный. Силы, приобретенные этим путем, сохраняются во всех последующих рождениях, тогда как упражнения хатха-йоги позволяют прогрессировать только в плане психическом.

Первые шаги в раджа-йоге

Раджа-йога делится на восемь ступеней. Первая называется яма. Ее требования: непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание к непринятию подарков. Следующая – нияма. Ее требования – чистота, довольство, укрощение страстей, размышление к преданию себя на волю Божию. Дальше идут: асана, или положение тела; пранаяма, пратьяхара, или направление сознания внутрь; дхарана, или сосредоточение; дхъяна, или созерцание; и самадхи, или сверхсознательность. Яма и нияма представляют собой нравственные упражнения. Без них никакие упражнения в йоге не будут иметь успеха. Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных. Милосердие не должно ограничиваться людьми, но должно распространяться на все окружающее.