Яма

Яма – нравственное поведение, или самоконтроль. Яма включает в себя пять принципов для достижения гармонии.

Ахимса – непричинение вреда ничему живому. Искоренение в себе ненависти и злобы. Нужно любить людей и бороться со злом, которое есть в них, а не с ними самими.

Сатья – правдивость и искренность. Правда выражает истину только в словах праведника. Праведник соизмеряет то, что говорит, с законами космоса. Праведник больше молчит, так как понимает, что человек поступает так в силу своего понимания мира, а если вы у него спросили и он вам ответил, а вам не понравилось – зачем спрашивали? Истина всегда одна, но понимание ее различно. На начальном этапе ученик должен отказаться от клеветы, оскорблений, ругани, лжи.

Астейя – неприсвоение чужого. Это избавление от алчности, зависти (причем, она не бывает белой или черной – она все равно остается завистью) и всевозможных соблазнов и страстей, которые делают людей низкими и подлыми, калечат сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотребляют своим общественным положением и властью.

Брахмачарья – это образ жизни, благодаря которому вы постигаете Брахмана. Священные книги говорят: «занимаясь брахмачарьей, вы увеличиваете свою продолжительность жизни, силу, сияние, бодрость, знание, неувядающую славу, добродетель и преданность Истине». Это также культура чувств и эмоций. Брахмачарья – это воздержание и умеренность в желаниях и страстях. Нельзя быть рабом своих желаний и эмоций: стремление к наслаждениям – пустая трата времени и сил.

Апариграха – отклонение даров, свобода от накопительства. Подарок ставит человека в зависимое положение от другого человека. Не следует брать вещей, в которых нет действительной необходимости – это приводит к роскоши.