Цветовая терапия
«Цвет – это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать»
Платон
Цветовая терапия – мощное средство для оказания влияния на физическое, чувственное и эмоциональное состояние сознания.
Божественный СвѢтъ, проходя через призму сознания, раскладывается на цветовую гамму цветов и их всевозможные оттенки, неся в себе мир Живой Природы, видимый нашими глазами.
Рассмотрим применение цветовых гамм в священных изображениях.
Цвета раскладываются как в радуге, с их оттенками: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный.
Красный цвет символизирует активный мужской принцип – кровь, огонь. В Младшей Эдде сказано: «Тот красный цвет, что ты видишь в радуге, – это жаркое пламя».
Этот цвет ассоциируется со Страстями Господними и кровью Христа. «И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, а на головах его семь диадем» (Откр., 12:3).
В иерархии ангелов Серафимы занимают верхнее положение и располагаются к Господу ближе других ангелов и изображаются с огненными крыльями.
Концепция красного цвета, как цвета любви, восходит к огню, который несёт тепло и милосердие. Этот цвет оказывает возбуждающее действие на человека. Красный цвет означает абсолютную Власть и отображает цвет Бога-Отца.
Розовый цвет ассоциируется с духовной радостью.
Оранжевый цвет связан с теплом. В восточных традициях оранжевые одеяния монахов символизируют отречение и смирение.
Золотой цвет – это цвет Солнца, который также является и символом выпуклой поверхности. В чакре жёлтого цвета тантрическая йога видит увеличение кундалини и обретение здоровья, а также способность ясно излагать мысли.
«Из пупа Верховной Личности Бога вырос золотой лотос, на котором родился четырёхглавый Господь Брахма». «Шримат-Бхагаватам» (1:9).
Золотой цвет – это цвет Божественного озарения, его связывают с ковчегом Завета и с презренным Золотым тельцом. Вместе с тем, его связывают с ореолом Аполлона, аурой Будды и нимбом Иисуса Христа, а также огнём, светом и духовной красотой.
Жёлтый цвет вызывает успокаивающее действие на дыхание и пульс; этот цвет наиболее благоприятен для большой скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения.
Золотисто-жёлтый цвет символизирует Знание.
«Сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложены (3 Цар., 3:48).
Зелёный цвет связан с рождением, юностью, жизненными силами и надеждой.
«Я, как зеленеющая маслина, в доме Божьем, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс., 52:8).
Это цвет роста и развития. Он связан с надеждой и представляет собой всходы духовного, а также этот цвет расцвета и плодородия. Зелёный цвет является цветом мистики; он осуществляет связь между природным и сверхъестественным. Зелёный цвет означает процветание и стабильность.
Голубой цвет связан с покоем и любовью к музыке. Он нормализует работу нервной системы; его используют для пробуждения и вдохновения.
В иудаизме это священный цвет.
«Стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нём блюда, тарелки, чашки и кружки для пития, и хлеб его всегдашний должен быть на нём» (Числ., 4:7).
При длительном созерцании голубого цвета у человека замедляется дыхание и увеличивается длительность выдоха, снижается кровяное давление.
Голубая вода и голубое небо связывают с бесконечностью и бездной.
Синий цвет рассматривают как цвет ясного неба, моря, высоты. В синем цвете изображают Небесную Царицу.
В христианской символике синий цвет символизирует непорочность.
Гёте в «Учении о цвете» писал: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечёт нас за собой».
Фиолетовый цвет связывают со святостью и жертвенностью, самоотречением и рассудительностью.
Каббала видит в фиолетовом цвете первоначало, из которого всё стало быть. При его созерцании наблюдается наивысшая степень замедления дыхания и замедление пульса, что увеличивает выносливость организма.
Мистики считают, что фиолетовый цвет помогает человеку придти к душе и понять любовь Бога.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность и целомудрие. Этот цвет чаще всего ассоциируется с религией и набожностью.
«Видел я, что поставлены были престолы, и восседал на нём Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег» (Дан., 7:9).
За белым цветом закреплен в канонах иконописи цвет Святых Девственниц. Белая фата невесты символизирует чистоту и невинность.
В Младшей Эдде говорится об источнике Урн: «Так священна в нем вода, что всё, что ни попадает в него, становится белым».
У кельтов, у греков, у римлян, у германцев Священные лошади были белыми, а в Каббале белая корона символизирует венец радости и очищения.
«Кришна и Арджуна, возвышаясь в огромной колеснице, влекомой белыми лошадьми, протрубили в свои божественные раковины» (Бхагават-Гита, 1:14).
Если Кришна «черный», непроявленный, то Арджуна «белый», проявленный. Кришна выражает собой пассивное женское начало, а Арджуна – активное мужское начало.
Цветовая гамма в предпочтении белого цвета над черным цветом и серым воспринимает человеческое стремление освободиться от обременительных связей. Поэтому, тем, кто жаждет освободиться от неприятностей, следует одеваться в белые одежды.
Белый цвет с древнейших времен символизирует мир и добрую волю.
Серый цвет ассоциируется с печалью и раскаянием, он не успокаивает и не возбуждает. Это цвет приобщения к тайне, предназначенной для узкого круга лиц.
Тем, кто стремится быть неузнанным и незаметным, следует носить одежды серых тонов; этот цвет позволяет отгородиться от посторонних влияний. Если студент придёт на экзамен в светло-серой одежде, то скроет отсутствие знания предмета.
Чёрный цвет символизирует тишину и рождение из небытия.
Имя Кришны «Чёрный» равносильно эпитету «красивый». В «Шримат-Бхагаватам» говорится: «В Сатья-Югу Господь носит чёрную оленью шкуру, священный шнур, молитвенные чётки, посох и водяной горшок брахмачари» (5:21).
Проходя через призму сознания, божественный СвѢтъ раскладывается на семь цветов радуги, но не развившие в себе уравновешенность люди, имеют в своей ауре только два-три цвета. Поэтому их аура получается обеднённая важными цветовыми гаммами.