Релаксация
Следующая ступень раджа-йоги называется пратьяхара (отрешение).
Человек радуется чему-то желанному. Однако если он направляет чувство радости, идущее от органов его восприятия, к объекту своих желаний, он никогда не достигнет полного удовлетворения, и его желания будут возрастать с удвоенной силой.
Органы – суть отдельные состояния материи сознания. Я вижу книгу; форма не в книге, она в сознании. Есть нечто выше меня, вызывающее эту форму. Органы отождествляют себя с нею и принимают всякие формы. Если вы сможете не позволить материи сознания принимать формы, сознание станет спокойным. Пратьяхара ведет к высшему управлению органами.
Когда йог научился не позволять органам принимать формы внешних предметов и заставляет их составлять одно с материей сознания, тогда наступает полное управление органами. Когда органы подчинены, йог может управлять всеми чувствами и действиями.
Жизнедеятельность состоит из возбуждения сознательных движений в мышцах, членах и органах тела. Пратьяхара учит нас отвлекать энергию и сознание от мышц, членов и органов после физической или умственной деятельности.
Человек получает чувственное восприятие, возникающее извне, путем раздражений через глаза, уши, нос, язык и поверхность кожи при помощи импульсов, возникающих от нервов, а последние отвечают на раздражения, посылая импульсы обратно, что вызывает сокращение и напряжение мышц.
Сокращение мышц является следствием воли посылать энергию в какую-нибудь мышцу.
Проверка физического расслабления.
Когда вы ложитесь или садитесь, полностью расслабьте все ваши мышцы при выдохе и позвольте кому-нибудь поднять или опустить вашу руку или ногу. Если они падают быстро и без вашей помощи, тогда вы достигли расслабления. Посредством расслабления мышц и членов вы помогаете освободиться от наружного напряжения тела.
Проверка ментального расслабления.
Если вы можете приостановить ход ваших мыслей и на некоторое время остаться без мышления, то вы достигли ментального расслабления. Тогда вы во всякое время можете быть спокойным, не взирая на внешние раздражители.
Пять ступеней ментальной релаксации.
- Большинство людей в этом мире все время неспокойны, им нужно постоянно двигаться, они не могут концентрироваться на чем-нибудь одном, даже на короткое время. Такие люди беспокойны все время, они никогда не бывают спокойными. Это первое состояние.
- Когда посредством практики медитации неспокойному человеку удается ночью спать спокойно – это второе состояние ментального расслабления.
- Когда ученик через дальнейшую практику концентрации и медитации достигают состояния, в котором он легко способен стать спокойным в любое время и везде, то это третье состояние.
- Посредством более глубокой практики концентрации и медитации, изучения духовной литературы, утверждения здорового образа жизни ученик достигает четвертого состояния, в котором он большей частью спокоен, и только изредка не спокоен. Ваш характер постепенно превращается из неспокойного в спокойный.
- Посредством высшей практики постижения божественного, когда ученик становится единым с Богом в состоянии Самадхи, он достигает последнего состояния релаксации в самореализации, в котором он спокоен все время, где неспокойствие невозможно. Это состояние, совершенно противоположное первому состоянию, может быть достигнуто только тогда, когда ученик достиг спокойности перейти в состояние Самадхи по своей воле в любое время и любом месте.
Ментальная релаксация.
Ментальная релаксация означает полный ментальный покой или ментальная пауза. Это состояние, когда в мыслительном процессе возникает пауза.
Расслабьте тело и войдите в состояние дремы. Большая часть людей не расслабляются даже во сне. Их ум не спокоен и возбужден, и поэтому они видят сны.
Особенностью ментальной релаксации является способность освобождения внимания при помощи воли от затруднительных мучений о трудностях прошлого и настоящего, от сознания постоянного долга; от внезапного страха и других затруднительных страхов, от возбуждения, от страсти, от нехороших или возбужденных мыслей и влечений. Мастерство ментальной релаксации достигается посредством практики. Этого можно достигнуть путем освобождения от всех мыслей усилием воли, обращая внимание на твердое внутреннее успокоение и полный покой. Поэтому ученику, который стремится духовно развиваться, всегда необходимо тренировать ум в практике концентрации: успокоить дыхание посредством правильных дыхательных упражнений, и посредством самоконтроля и хорошего общества поддерживать спокойствие внешнее и внутреннее.
Концентрация (Дхарана)
Дхарана – концентрация, сосредоточение.
Сосредоточение есть состояние, при котором мысль останавливается на каком-либо предмете, или в теле, или вне тела, и удерживается в этом положении длительное время.
Необходимо устранить блуждание и другие препятствия, которые стоят на пути однонаправленной практики концентрации на одной вещи.
Концентрация противоположна чувственным желаниям, волнениям и беспокойствам. Чем больше ум сконцентрирован, тем большую силу направляет на одну точку.
Разум рассеивается у людей с мирским складом ума. Такие люди тратят умственную энергию в различных направлениях. Для цели концентрации эта энергия должна быть собрана практикой концентрации.
Концентрация является способностью сосредоточить в делаемом направлении мысли. Всякое проявление активности требует концентрации и никакая деятельность не будет успешной без концентрации. Поэтому коммерсанты, артисты, ученики должны уметь концентрировать свое внимание для успешного выполнения соответствующей работы.
Концентрация означает освобождение от рассеянности и направление всего своего внимания одновременно только на один предмет. Главным фактором в концентрации является освобождение от многих и разных рассеивающих наше внимание объектов и направление его исключительно только на один определенный предмет.
Рассматривание окружающего очень важно для достижения лучших результатов в практике концентрации и в дальнейшем обучении. Концентрация бывает двух видов: внутренняя и внешняя.
Концентрация сознания на определенных пунктах, например, участках тела: на руке, ноге, но в тоже время старайтесь чувствовать только руку, не ощущая других частей тела, тогда ум сконцентрирован на конкретной части тела.
Йог должен постоянно упражняться. Он должен по возможности жить один; общество различного рода людей отвлекает ум. Ему не следует много говорить, потому что разговоры отвлекают сознание. Не следует также много работать, потому что чрезмерно интенсивная работа также мешает концентрации ума. Сознанием бесполезно пытаться управлять после целого дня тяжелой работы. Только человек, решившийся на выполнение таких условий, может стать йогом.
Регулярное выполнение упражнений йоги очень быстро принесет свои результаты. Прежде всего, эти упражнения понизят ваше нервное возбуждение, принесут спокойствие, сделают вас способными оценивать окружающее более объективно. Одним из первых результатов будет улучшение здоровья.
По мере того как ваш организм будет становиться утонченнее, вы начнете замечать, что есть нечто или некто, выводящие вас из равновесия. Не спорьте с окружающими и не доказывайте никому разумность ваших стремлений. Что толку в пустых словопрениях? Они только выводят ум из равновесия и смущают его. Оставьте все напрасные разговоры и читайте только те книги, которые написаны людьми прозревшими.
Те, кто действительно хочет стать йогом, должен раз и навсегда отказаться от разбрасывания. Сделайте йогу стилем своей жизни, пусть она грезится вам во сне, думайте о ней, живите ею. Это путь к успеху.
Если вы действительно хотите быть счастливыми и сделать счастливыми других – вы должны уйти вглубь себя и с первого же шага не смущать сознания и не иметь общения с людьми, идеи которых вносят сомнения. Для тех, кто невежествен и неумен, чье сознание никогда не сосредотачивается на одной идее, кто ищет для развлечения, для них йога и ее философия – простые забавы. Они обращаются к философии как к развлечению, и только развлечение и получают. Такие не обладают настойчивостью. Для достижения успеха необходима упорная настойчивость.
Патанджали сказал, что соединение с Богом основано на нейтрализации неспокойных мыслей и волн сознательных желаний. Посредством концентрации, когда благодаря сердечному покою эти волны останавливаются, тогда волнение беспокойных чувств и мыслей исчезает из человеческого внимания, и мы видим свою форму.
Медитация невозможна без обладания искусством концентрации. В состоянии тишины душа преображается. Тишина означает умиротворение, как мышц, так и мыслей, и тогда в храм тишины входит Бог.